Profi.Travel,
17 июля 2020 г.
«Ситуация накалена до предела»: страховщики опасаются злоупотреблений турбизнеса
705 просмотров
Кризис на туристическом рынке, связанный с фактической остановкой выездного туризма, грозит обернуться системным коллапсом в отношениях между туроператорами и страховщиками. Напряженная ситуация существует давно, но случай с уходом «Робинзон-Турс» стал ярким примером назревших противоречий.
Напомним, 2 июля компания обратилась в Ростуризм с заявлением о прекращении деятельности в сфере выездного туризма в связи с невозможностью исполнения обязательств. Приказ об исключении ТО из федерального реестра был опубликован 7 июля, однако своих клиентов «Робинзон-Турс» оповестил спустя неделю. При этом в своем сообщении, руководство компании рекомендовало туристам сразу обращаться за выплатами в страховую компанию «Лексгарант», фактически сняв с себя ответственность по обязательствам.
Финансовая ответственность туроператора была застрахована на 50 млн рублей, и страховщик уже обязан был открыть прием заявлений на выплаты по нереализованным турам, и пока этого не произошло. Представители компании ситуацию до сего момента не прокомментировали.
Ситуация на страховом рынке создается тревожная, признают эксперты. Туроператоры и раньше покидали рынок, «хлопнув дверью» и оставив страховую компанию один на один с разозленными туристами, признает заместитель генерального директора страховой компании ERV и руководитель комиссии по страхованию РСТ Юлия Алчеева. Но сейчас есть реальный риск, что таких случаев будет больше, и финансовая нагрузка для страховщиков окажется непосильной.
«Договор страхования ответственности туроператора имеет определенные условия, и выход туроператора из реестра не должен автоматически освобождать его от всех обязательств, — говорит Юлия Алчеева. — В нашей практике было достаточно много случаев, когда туроператор делал все возможное для того, чтобы исполнить большую часть своих обязательств и минимизировать ущерб и нагрузку на страховщика, как того требует Гражданский кодекс. Ведь согласно статье 962, страховщик освобождается от возмещения убытков, которые возникли вследствие того, что страхователь умышленно не предпринял разумных и доступных ему мер. Но сейчас страховой рынок опасается, что туроператоры, имея на счетах достаточно средств для погашения обязательств, закроют свои компании и отправят всех туристов к страховщику. Это огромный простор для мошенничеств и злоупотреблений. Мы долго боролись с этим, но сейчас ситуация просто критическая».
Самое важное в данный момент — не создать прецедент, когда туроператор может просто встать и уйти, добавляет Юлия Алчеева. В этом случае страховой рынок может просто прекратить взаимодействие с турбизнесом, и эпоха финансовых гарантий закончится раньше, чем будут созданы альтернативные механизмы защиты туристов.
С тем, что проблемы в отношениях между туроператорами и страховщиками носит системный характер согласен руководитель правовой комиссии РСТ и основатель юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов.
«Важно понимать, что страховой случай, каковым по договору является прекращение туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех договоров о реализации турпродукта, не может быть запланированным событием, — говорит эксперт. — Например, туроператор, проанализировав свой бизнес, решил, что ему пора прекращать этим заниматься, а страховые выплаты в данном случае — это просто возможность решить вопрос с текущими обязательствами. Но фактически это злоупотребление, и такой подход может сломать всю систему отношений между операторами и страховщиками. Страховые компании в какой-то момент могут просто отказаться продлевать договоры страхования ответственности туроператоров».
При этом у страховых компаний сейчас нет возможности заставлять компанию, объявившую об остановке туроператорской деятельности, минимизировать свои обязательства перед туристами, признает Георгий Мохов.
Директор Ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко не согласен с опасениями страховщиков, что туроператоры могут массово прекращать деятельность и нагружать страховщиков своими долгами. По его мнению, туроператорский рынок до настоящего момента достаточно устойчиво преодолевает ограничения, связанные с коронавирусом. Все решения о прекращении туроператорской деятельности, которые принимались с марта 2020 года до настоящего времени, носили единичный характер и были вызваны, скорее, эмоциональной реакцией, чем реальными финансовыми проблемами.
«Безусловно, страховой бизнес защищает свои интересы, а туроператорский бизнес — свои, но при этом нам важно продолжать совместную работу, избегая лишних эмоций», — говорит Александр Осауленко.
По мнению экспертов, арбитром в этой ситуации должен выступать Ростуризм, который наделен функциями надзора и контроля за деятельностью туроператоров. Полномочия регулятора позволяют ему добиваться того, чтобы туроператор предпринимал все возможные усилия для того, чтобы сократить обязательства перед туристами.
По словам Александра Осауленко, ситуация с тем же «Робинзоном» находится под контролем Федерального Агентства. Означает ли это, что регулятор добьется того, чтобы туроператор не устранялся от вопроса исполнения обязательств перед туристами, глава «Турпомощи» не уточнил.
В то же время, в ближайшее время планируется организовать рабочую встречу с участием представителей туроператорского и страхового бизнеса, на которой планируется подробно обсудить накопившиеся вопросы, рассказал Геогргий Мохов.
Антон ТРИМАЙЛОВ
Вся пресса за 17 июля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности, Страхование финансовых рисков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 июня 2025 г.

|
|
Forbes, 11 июня 2025 г.
Страховщиков обязали выплатить AerCap $1 млрд за «застрявшие» в России самолеты

|
|
РБК (RBC.ru), 11 июня 2025 г.
Лондон раскрыл, кто покроет убытки за оставшиеся в России самолеты

|
|
ТАСС, 11 июня 2025 г.
Страховщиков обязали выплатить более $1 мрлд владельцу застрявших в РФ самолетов

|
|
ПРАЙМ, 11 июня 2025 г.
Российские страховщики показали лучшие финансовые результаты за пять лет

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Строительное страхование: эксперты призывают сохранить технический андеррайтинг на фоне смягчения рынка

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Pool Re адаптирует страхование от терроризма на фоне снижения спроса в Великобритании

|
|
Новые Известия, 11 июня 2025 г.
Илья Баланин: ФОМС увеличивает бюджет на бесплатное лечение и профилактику россиян

|
|
Новости Липецка, 11 июня 2025 г.
Липчане застраховали свои жизни и имущество почти на 1,8 млрд рублей

|
|
korins.ru, 11 июня 2025 г.
Россияне стали чаще страховать домашних питомцев

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
SFDR должен оставаться инструментом прозрачности, а не превращаться в маркировку продуктов

|
|
Комсомольская правда, 11 июня 2025 г.
Курс европротокола вырос: лимит выплат увеличат вдвое

|
|
СенатИнформ, 11 июня 2025 г.
Медпомощь в рамках полиса ОМС доступна во время отпуска по всей России

|
|
Business FM Новосибирск, 11 июня 2025 г.
ОСАГО: Новосибирская область заняла 4-е место в антирейтинге по страховым случаям

|
|
Закон.ру, 11 июня 2025 г.
За грубую неосторожность ответит страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Смягчение страхового рынка Великобритании: тенденции и риски на 2025 год

|
|
Адвокатская газета, 11 июня 2025 г.
ВС усмотрел тождественность исков в деле о взыскании страхового возмещения

|
|
Медвестник, 11 июня 2025 г.
Минздрав разработал для страховщиков правила консультирования по претензиям пациентов

|
 Остальные материалы за 11 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|